13 авг. 2012 г.

Как помочь ребенку после катастрофы?


Статья написана специально для родителей, чей ребенок испытывает тревогу и страх после травмы, катастрофы. Не может заснуть, боится повторения, тревожится остаться один, пугается и пр.



След катастрофы.

Каждый из нас - так или иначе - испытывает определенные переживания, когда сталкивается с экстремальными жизненными ситуациями. Эти переживания могут распылить, «размазать» нас, так и собрать, мобилизовать силы. Все зависит от планки ценностей человека и его желания, умения жить.

Детская психика не всегда может переработать запечатления, которые возникают в кризисной ситуации, когда ребенок стал свидетелем проишествий, которые выходят за его субъективный порог ожидаемого. Например, если ребенок видел смерть близких,  сам был «на волосок» от смерти и т.п. После этого ребенку в одиночку трудно справиться с переживаниями, которые возникают несмотря на то, что проишествие закончилось. 

С одной стороны — это естественный процесс обеспечения выживания человека как любого существа: в первую очередь запоминаются опасные моменты, негативные ситуации, о которых важно помнить, сохраняя уверенность и силу. С другой – травмирующие впечатления способны сделать ребенка пугливой, неуверенной, слабой жертвой.   

Случается, что из ощущения себя жертвой несчастного случая даже взрослый человек (не только ребенок) извлекает косвенную выгоду — универсальное оправдание собственной беспомощности по отношению к другим жизненным проблемам. Виноваты «плохие другие», а он – “жертва” и это дает право оставаться слабым и “особенным”, которому  окружающие постоянно «должны» – в любой момент, независимо от наличия у них собственных проблем.

Кончено же, наша помощь ребенку должна быть направлена на предотвращение «синдрома жертвы». Как это сделать и что нужно знать для этого?

Как ребенок переживает «страшное»?

В переживании «страшного» опыта есть определенные закономерности. Это не одно, а несколько сменяющих друг друга переживаний. Вначале это отчаяние, острая тревога без четкого понимания произошедшего. Далее следует период отрицания того, что случилось, оцепенения, бесчувственности. Отрицание сменяет повторяемость (навязчивость), которая характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, возбудимостью, нарушениями сна. Потом наступает фаза принятия, отреагирования, понимания; ребенок приходит в себя. И, наконец, фаза завершения: спокойное принятие факта произошедшего и переориентация внимания на решение задач в настоящем и будущем.

Это совершенно естественный алгоритм переживания, который важно знать родителям, чьи дети прошли сквозь катастрофу.

Чем могут родственники, родители ребенка, пережившего катастрофу, помочь ему?

Рекомендуем следующее:

• Ставьте перед ребенком успешно выполнимые задачи, которые символизируют собой нормальный ритм жизни. Избегайте праздности, помогите ребенку втянуться в рабочий ритм. Социализируйте ребенка: положительное отношение со стороны окружающих поможет ребенку стать увереннее.

• Общайтесь. Создавайте возможности для проговаривания и отреагирования (при необходимости) ребенком своих переживаний. В то же время помогите убрать знак равенства между настоящими «я» ребенка и катастрофой, которая осталась в прошлом.

• Поддержите ребенка, который строит положительные планы на будущее.

• Не грузите ребенка виной за его реакцию (например, страх остаться одному ночью) и не стремитесь насильно “сделать” его смелым. Дайте ребенку время прийти в себя. Не мешайте. Все имеет свои закономерности.

• Не “пересюсюкивайте”, не провоцируйте дальнейшую слабость. Не стимулируйте конфеткой жертвенность.

• Не стоит требовать от ребенка сразу стать прежним, таким как раньше. Многие прежние требования становятся уже сверхтребованиями и временно эти планки придется несколько снизить.

• Не манипулируйте ребенком, используя его любовь к вам. Например, не стоит говорить: “Ты что все время грустный — у меня же сердце от этого болит”.

• Не жалуйтесь на неудачи и не представляйте ребенка жертвой другим людям, особенно в ситуациях, когда он может это слышать. Не стоит делать из переживаний и катастрофы культ.

• И самим родителям желательно забыть о разногласиях, сплотиться и мобилизовать силы во имя восстановления психического и физиологического здоровья ребенка.

Главное — мягко помочь ребенку выйти из панической реакции на наводнение. И здесь нет особых секретов: человеческое общение — мощный терапевтический фактор, который удовлетворяет базовую потребность ребенка во внимании, сопереживании и эмоциональном восстановлении после травмы. Важно помочь ребенку обесценить запечатленное, направив свои силы на решение важных задач, которые стоят перед ним в настоящем.

Если запечатленное имеет сильный стрессовый заряд — с помощью простых, но действенных шагов возможно снизить интенсивность травмирующих воспоминаний. Минимальный восстановительный набор для маленьких детей включает в себя: спокойный, расслабляющий массаж; приятную мягкую игрушку, которую ребенок может обнять, прижать к себе; совместное пение добрых народных песен; совместное рисование и творчество; подвижные игры, которые помогут выйти из оцепенения. Главное: спокойное состояние самих взрослых, которое может стать «паровозом», помогающим ребенку выйти из следа травмы.

Статья опубликована в крымской газете «Электрон» в августе 2012 года.