8 авг. 2012 г.

Крымск 1


…Самолет «Краснодар-Москва» набирает высоту, краем глаза в иллюминатор видно водохранилище, затем поля, закат солнца и его лучи на краешках сереющих облаков… но мыслям трудно оторваться от того, что происходило в Крымске за пять дней нашей работы в нем. В памяти всплывают эпизоды событий, в которых мы принимали участие.

Местные жители, с которыми довелось встретиться; коллеги-психологи с различных городов России, которые оказывали помощь тем, кто выжил в наводнении. Разрушенные дома. Драматические рассказы о том, как люди спасались и помогали друг другу. Горькие истории о потерях. Мужество тех, кто восстанавливает сейчас свои дома, разрушенные холодными потоками ночной воды…

Верхний город, который располагается на холме, не пострадал – его чистые улицы, кафеюшки, аллеи и парки внешнее ничем не напоминают о наводнении. Здесь разбито множество палаток МЧС, армии, МВД… В школах и детсадах организованы пункты временного пребывания для жителей, оставшихся без жилья. Рядом – палаточные лагеря волонтеров. Здесь один ритм – я бы сравнил его с тылом, куда возвращаются с передовой отмыться от пыли и восстановить силы. Но самое горячее место – в нижнем Крымске, который находится в низине.

Когда ты пересекаешь границу между этими «двумя мирами» – тебя встречает горько-сладкая пыль. Она висит над улицами, по которым идет интенсивное движение: проносятся большегрузные самосвалы, которые увозят грязь и обломки мебели, домов в своих бездонных металлических кузовах. Приходиться одевать маску. Дорога в нижнюю часть идет под уклон и на стенах домов видны следы наводнения – уровень, которых «покрывает» нас с головой. Под ногами – ссохшаяся смесь грязи и ила. Где-то в глубине души возникает предчувствие тех трагедий, которые происходили здесь.

На центральных улицах стоят палатки местных штабов, при них – столовые, в которых кормят всех желающих, дежурные кареты скорой помощи, к которым выстроилась небольшая очередь. Недалеко – стоит колонна военных «камазов», которые привезли солдат.

Работа кипит – шумят погрузчики, которые ковшами наполняют кузова самосвалов, тут же носятся газели скорой помощи, полицейские «уазики» и множество мелких авто, желтые маршрутки. Мелькает вереница иномарок разного калибра, на лобовом и заднем стекле приклеен белый листок с надписью маркером «помощь Крымску». Эти машины останавливаются у разрушенных домов и их жителям передается помощь: питание, одежда, вода, инструменты… На машинах номера разных регионов России – народ приезжает по доброй воле и помогает жителям чем может.

По обеим сторонам улиц видны разрушенные и полуразрушенные дома, большинство — глинобитные саманки. Вдоль дороги деревья, высокие пирамидальные тополя – немые свидетели того, что происходило темной ночью 6 на 7 июля. Во дворах идет работа – в одном ребята-волонтеры расчищают двор, в другом – выносят обломки мебели на обочину. Мужчина лет 50, выливает из большого ведра на обочину илистую жижу, которая толстым слоем покрыла пол его дома и участок… По улице по направлению к штабу на мопеде едет мужчина с маленьким мальчиком. Он целует макушку ребенка и… в глазах мужчины стоят слезы…

Жители в большинстве общительны, но сдержаны. Несмотря на пережитое, они сохранили достоинство: «что делать, справимся…». Но физическая, материальная помощь и моральная поддержка им крайне необходимы – многие до сих пор находятся в состоянии шока. Они испытали одну катастрофу и переживают вторую, ее последствия.

Первая катастрофа – это само наводнение. Когда за короткое время улицы превратились в бушующие горные реки, которые в темноте уничтожали дома и уносили людей. Мужчины спасали детей, женщин, стариков не различая своих и чужих. Когда приходилось нырять, чтобы открыть двери… Когда жители, запертые водой в доме, 4-5 часов стояли в холодной воде на цыпочках, на подоконниках, хватаясь за трубы, высоко подняв головы – чтобы дышать воздухом, который остался под потолком (4-5 см). Когда родные прощались друг с другом, уже не надеясь на спасение – но были спасены. Когда люди гибли на глазах близких… и те ничего не могли сделать – поскольку сила потока превышала их силы… это самое страшное…

В процессе работы мы слышали немало ярких простых историй, некоторыми из которых хотелось бы поделиться.

Просто Ваня.

Пожилая женщина во время наводнения сумела по газовой трубе взобраться на чердак своего дома. Под напором воды дом стал разрушаться, одна стена упала. На крик помощи откликнулся сосед, который смог перетащить женщину в безопасное место. На вопрос о том, как его зовут, она услышала «Ваня. Просто Ваня». Парень так и не назвал своей фамилии.

Как мужик шестерых спас: троих своих, троих соседских.

Он услышал шум, у него самый низкий по высоте и положению в низине дом. Встал с кровати – вода до колена. Вода заблокировала дверь. Уровень повышался стремительно. Схватил детишек и стал бить окно, с трудом разбил, выбивал ногами. Вода прибывала так быстро, что дойдя до калитки, прошлось нырять, чтобы открыть замок. Преодолевая бурлящую пучину воды, дотащил семью до холма. Дети кричали «папа не отпускай нас». Потом вернулся за собакой, которая была привязана. Освободив собаку, случайно увидел в окне соседнего дома мечущихся детей, которые махали горящим экраном мобильного телефона (было темно, света не было). Не раздумывая, кинулся к ним, долго выбивал окно и вытащил на себе этих детишек.

Молитва Св.Николаю.

Две женщины оказались заблокированы водой в своем доме. Сил выбить окно или дверь не было. Одна из них (мать) была инвалидом и могла погибнуть. Поднять ее на подоконник дочь не смогла – слишком тяжело. Вода пребывала. В отчаянии дочь стала молится Св.Николаю. И в самый критический момент появились силы, и ей легко удалось поднять мать и поставить ее на подоконник.

Спасение девочки.

Жена проснулась ночью — ноги опустились в холодную воду. Подойдя к окну, увидела быстрые потоки воды, закричала «мы тонем». Муж схватил детей — мальчика 10 лет и девочку 2,5 года. Открыли дверь и холодная волна чуть не сшибла с ног. Муж посадил на плечо девочку и придерживая одной рукой и, шаря впереди другой, пошел в перед. Жена ухватилась за мужа, а за нее — сын. Понимая, что не смогут добраться до спасительного берега закидывают на крышу соседского дома сына, а сами пройдя немного вперед, были накрыты волной. Муж в последнюю секунду ухватился одной рукой за фонарный столб, а другой рукой поддерживал маленькую дочку у себя на плече. Жена держалась за него, ее мотало в потоках воды как листок. Это происходило 2 часа, затем жители 4 этажного дома напротив стали фонарями помогать им, освещая пространство вокруг. На помощь пришли двое молодых людей. Один держал другого, тот вытянул руки и смог на лету поймать девочку, которую отец бросил им, на секунды опережая большую волну. Муж с женой боролись со стихией 4 часа, но выстояли. Дочь позже нашли в полиции. Мать ищет этих ребят, чтобы отблагодарить.

Дедушка с бабушкой спаслись приплывшей лестницей

Выбравшись из затопленного дома наружу, пожилая супружеская пара 80 лет спаслась благодаря проплывающей лестнице, которую дедушка поставил как распорку между антенной и трубой дымохода. Просидели до 12 часов дня и были сняты с вертолета.

На машине.

Молодая пара с ребенком ехала на джипе и попала в волну на трассе. Машина встала, вода стремительно пребывала. Муж и жена спаслись вплавь, поочередно передавая ребенка друг другу, пока не нашли возвышенность.

Вода-хлеб. 

Анекдотичный случай. Человек, привезший продовольственную помощь, вышел из машины и громко крикнул «вода!». Он имел ввиду, что привез бутилированную воду и готов ее отдать пострадавшим. Но стоявшие рядом люди невольно вздрогнули и напряглись – поскольку крик «вода» для них имеет более тревожное значение: «Спасайтесь!». Затем человек крикнул «хлеб» — и тогда народ оживился; «ты бы сначала крикнул «хлеб», а затем уж «вода» — посоветовали ему.

Вот такие истории…

Вторая катастрофа – перед глазами: потеря недвижимости, имущества, одежды… Разрушенный, покрытый слоем грязи дом, обрушенные стены; комнаты, в которых случилось немало трагедий; разломанные окна и двери, через которые они выбирались, спасаясь от гибели… Пока нет дома, за стенами которого можно прийти в себя – все напоминает о произошедшем… Это будет продолжаться, пока дома не будут отстроены заново, восстановлены…

Пять дней нашей работы с жителями Крымска – включали в себя работу и в ПВРах – пунктах временного пребывания — и непосредственно в зоне бедствия. Это работа с горем, потерями, эмоциональным отреагированием, пост-травматическим стрессом, бессонницей, повторными переживаниями той ночи, тревогой и страхом потерять близких (особенно у детей). Это оказание моральной поддержки жителям, которая иной раз выражается в простых фразах, рукопожатии – которое несет большой позитивный смысл и поднимает настроение, рассеивая одиночество.

Искренне поблагодарим коллег – психологов и психиатров – которые откликнулись на призыв о помощи и работали вместе с нами. Отдельное спасибо – Инне Казимировне Силенок, организатору работы по оказанию психологической помощи в Крымске и координатору Алексею Афанасьеву,   Елене Пономаренко, а также всем тем, кто смог оперативно обеспечить связь и трансфер: Анне (волонтеры), Ирине Павлей, Александре Штайр, Дмитрию Зенину, Дмитрию Лаврову. Поклон о.Дмитрию (Шевченко) — благословившему нашу поездку и оказавшему посильную помощь!

Нам предстоит большая работа по оказанию помощи населению, оказавшемуся в зоне бедствия. Масштабы трагедии велики, и поэтому помощь психологов востребована и актуальна для детей и взрослых. В настоящее время на базе службы «Теплое слово» мы планируем следующую экспедицию в Крымск. Будем благодарны за финансовую поддержку.